Оризаба - 17-24 декабря 1999 года

Александр Букреев

Среди многих мексиканских вулканов три выделяются своей высотой и покрыты снегом и льдом круглогодично. Это Оризаба (5611 м; 18,410 ft), Попо (5465 м; 17,930 ft) и Икста (5230 м; 17,160 ft). Из-за активности вулкана Попо восхождения на него были запрещены несколько лет назад, поэтому наибольшей популярностью у горновосходителей пользуются Икста и Оризаба.

Оризаба - высочайшая гора Мексики и третья по высоте в Северной Америке - после Мак-Кинли (Аляска, 6200 м, 20,320 ft) и Логан (Юкон, Канада 5959 м, 19,850 ft). Первое восходение на Оризабу было совершено в 1848 г во время Американо-Испанской войны. Тогда, после высадки американского десанта в мексиканском порту Веракруз и оккупации Мехико, американские войска исследовали местность. Десятого мая группа из 24 американских солдат под руководством лейтенанта Вильяма Реинолдса начала восхождение и пять человек достигли вершины, водрузив на ней американский флаг. Мексиканцы не поверили в успех американской экспедиции и в 1851 предприняли свою попытку. По мере набора высоты все больше людей поворачивало назад и только Aleksandr Doignon, француз, учавствующий в экспедиции, достиг вершины и увидел там американский флаг (R. J. Secor. Mexico's volcanoes. The mountaineers. Seattle. 1994).

Идея пойти на Оризабу возникла во время похода в Wind River Range (Wyoming) летом 1998 года. Однако по мере приближения намеченных сроков мои два партнёра по той экспедиции по разным причинам отказались от планов. Каким образом где-то в конце октября я оказался в одиночестве со своим большим желанием залезть на гору. Я позвонил Олегу Конончуку в Washington state (мы были знакомы, но в горы вместе не ходили) и предложил Оризабу по стандартному маршруту плюс Иксту (если останутся дни). Учитывая его внушительный технический опыт (к.м.с. по альпинизму), я также предложил Олегу быть руководителем; он согласился. Незадолго до этого я узнал о Клубе Чёрного Альпиниста и с удивлением увидел что у них готовится группа на эту же гору в примерно те же сроки. Позвонил в Бостон Смирнову; у нас был довольно длинный разговор о планах. Потом я получил e-mail от Димы Лаврова из Нью-Йорка, который, услышав о нас от Смирнова, захотел к нам присоединится. Мы с Олегом решили что незнакомих людей с неизвестным опытом в группу брать не будем. При сборе информации о горе я натолкнулся на отчет одной американской группы, которая делала восхождение в феврале 1998 года; автор рассказывал что они провешивали весь склон до кратера на ледобурах, поскольку был голый лёд и что в предыдущем (1997) году на горе погибла связка из трех мексиканцев, которые поехали на ледяном склоне и на огромной скорости их вынесло на скалы. Я рассказал все это Диме, однако за пару недель до нашего выхода решительный Дима сообщил что они с его другом, Володей Черняховским (тоже из Нью-Йорка) купили билеты в Мехико на тот же день что и мы. Под таким напором мы с Олегом согласились что пойдем вместе, но двумя автономными связками.

Итак 17 декабря я прилетел в Международный аэропорт им. Бенито Хуарез, Мехико. Tолпы людей, напор таксистов как в Шереметьево. Хоть сам не склонен к медленной езде, в такси по пути в отель Антиллас мне было немного не по себе. По сравнению с Америкой на дорогах полная анархия, при этом на большой скорости. Во время пробок на перекрёстках водители со всех четырех сторон начинают гудеть. Наконец отель, встреча с Олегом.

18 декабря утром из соседнего отеля подошли Володя с Димой. Перед отъездом в Пуэблу нам надо было купить голубые баллоны с пропаном; нам удалось найти их только в одном из многих спортивных магазинов расположенных на Calle Venustiano Carranza. Затем мы на метро доехали до автовокзала Тапо и почти сразу уехали в Пуэблу. На большом автовокзале в Пуэбле мы тоже почти сразу пересели на автобус в Tлачичуку. Вообще следует заметить что общественный транспорт (метро, автобусы, автовокзалы) оставляют приятное впечатление. К другим приятным вещам в Мексике следует отнести хорошие дороги, а также обилие дешевого и вполне приличного пива.

При выезде из Мехико бросаются в глаза, как у нас писали, "контрасты". Tочнее, не контрасты, а просто нищета: лачуги, пыль, мусор по обочинам дорог, древние машины. А дальше - поля с кукурузой, красивые сосновые леса, и ... поля с кактусами. Уже после Пуэблы увидели Оризабу: огромный правильной формы снежный конус, вокруг - плато, покрытое полями и сосновыми лесами. Маленькие городки при подъезде к Tлачичуке: какие-то восточные базарчики, ремесленники - как будто попал на несколько десятилетий назад. И в каждом городке - величественный католический храм. Возникла фантастическая ассоциация: католическая Средняя Азия.

В Tлачичуке покрутились на главной площади и выяснили что ночевать в у сеньора Герарда несколько выгоднее чем у сеньора Рейеса; отель сеньора Герарда оказался вполне приличным: чисто, душ, телевизор; 100 песо с человека. Посидели в ресторанчике на главной площади - пообщаться нам было крайне интересно, так как занимаемся мы разными вещами (физик, строитель, программист и биолог). К тому времени у меня появился серьёзный фарингит - почти полностью потерял голос, вероятно из-за холода, избытка пива и излишней болтовни (через пару дней все прошло). Ночью было весьма холодно: отопления нет, а высота в Tлачичуке уже 2600 м.

19 декабря сходили в спасательную службу (Alpina Rescata) и встали на учет. Спасатели при нас готовили нодью - собирались спасать американца, сорвавшегося где-то на южном склоне (к счастью, не фатально); от предложения Олега помочь в спасработах они, поблагодарив, отказались. Затем мы начали переговоры по транспортировке наверх, до приюта Пиедра Гранде ("Большой Камень"). Нам было известно что грунтовая дорога там ведет только до Хидальго, индейской деревни, расположенной на высоте 3400 м. Дальше - полное бездорожье, колея, которая местами ведет по довольно крутому склону и проехать можно только с четыремя ведущими. Поэтому перевозка стоит не дешево и все перевозчики держат цену; мы договорились с сеньором Герардом на $100 за всех четверых. Сначала, до Хидальго, дорога идет по кукурузным полям, потом - бездорожье по стройному сосновому лесу ("стройный лес Баксана...") с пятнами снега. По пути фотографируем Гору - огромный белый конус правильной формы здесь уже виден со всеми подробностями. Как обычно, после года разлуки с горами при виде снежных вершин появляется какое-то особое чувство радости... И, наконец, немного выше верхней границы леса - приют Пиедра Гранде. Tочнее, приютов два: мы выбрали маленький, старый, который был полностью свободен. В большом же были четыре человека: Макс из Австрии, Бен из Tехаса, нанятые ими проводник от Рейеса и охранник вещей, тоже от Рейеса. Недалеко от приюта в низине есть вода. Во второй половине дня занялись активной акклиматизацией. Высота на Пиедра Гранде уже приличная: 4260 м. Мы поднялись до примерно 4600 м по ущелью в сторону леника Хамапа и спустились обратно в Пиедра Гранде. Вечером все почувствовали симптомы горной болезни. Впрочем к этому все готовились; запасы дней до обратного вылета (у нас с Олегом билеты на 28 декабря), еды и топлива позволяли акклиматизироваться без спешки и при необходимости переждать непогоду.

20 декабря - второй день акклиматизации. В этот день мы решили разделиться. Володя с Димой решили перенести лагерь выше, к нижней кромке ледника, а мы с Олегом решили что лучше ночевать в комфорте приюта, а не в палатке, а к леднику сходить в этот день налегке для акклиматизации. По пути наверх встретили спускающегося сверху Макса: он сходил на гору в сопровождении мексиканского гида, рассказал о сильном ветре наверху. Подойдя к нижнему краю ледника (около 4600 м) мы увидели хорошие площадки для палаток; ущелье здесь узкое и закрыто от боковых ветров. Володя с Димой поставили палатку и мы провели небольшие ледовые занятия. Затем мы с Олегом начали путь вниз, решив все-таки перебазироваться сюда завтра - место выглядело приятнее чем мы ожидали. В это время начался сильный порывистый ветер - с меня сдуло лыжную шапочку и унесло в неизвестном направлении. После безуспешных поисков я продолжил путь вниз и метров через сто увидел шапочку, придавленную камнем. В этот день у Олега появились серьёзные симптомы респираторного заболевания (позже выяснилось что это бронхит); он грешил на респираторные вирусы, которые я конструирую на работе. Ночь в домике не была скучной: над нашими головами шумел очень сильный ветер, а под нарами по полу бегали мыши.

21 декабря - третий день акклиматизации. С утра Олег вроде бы почувствовал себя лучше и мы, собрав рюкзаки, вышли наверх. Ветер притих, установилась великолепная солнечная погода. За нами делает акклиматизационный выход группа из Филадельфии. По пути встречаю двоих спускающихся навстречу альпинистов из Франции и Германии. Вершину они достигли, но сказали, что из-за ветра им иногда приходилось вставать на четвереньки, иначе не устоять. Далее встретил бегущего вниз Бена в сопровождении мексиканского проводника, сообщившего что на гору он не ходил. Володя и Дима при встрече рассказали, что Бен и проводник ночевали в палатке рядом с ними; ураганной ночи первому из них оказалось достаточно, чтобы отказаться даже от попытки восхождения. Подойдя к палатке Володи и Димы, мы увидели их тренирующимися далеко выше по леднику. Вечером, после недолгих дискуссий по поводу времени завтрашнего выхода на гору ("колхоз - дело добровольное" - повторял Олег) решаем делать подъём в 1 час ночи. Собираем рюкзаки, и в шесть, с наступлением темноты, ложимся. Горняшка у всех вроде бы меньше, чем в предыдущие два вечера. Молимся о погоде и ... начинается ураганный ветер, такой же как и накануне. Палатка застегнута на все молнии, но во все щели задувает мелкую вулканическую пыль, которая чувствуется даже во рту.

22 декабря - Гора! В 1.00 ночи кричу "Рррота подъём!!!" (Советская Армия - это незабываемо!) Ветер все дует, но слабее. Вылезаем из палаток и - Бог услышал наши молитвы - ветер исчезает! К 2.30 все собраны, кошки и каски надеты - мы идем вверх по освещенному луной и звездами леднику Хамапа. Мы с Олегом решаем идти не связанными (веревка и ледобуры в рюкзаке), а Володя с Димой пошли в связке. Путь наш сначала лежит наверх по ущелью; ледник начинается сразу за легерем. Часа полтора мы шли по языку ледника, который представлял собой участки голого льда крутизной до максимум 30-35 градусов перемежающиеся с горизонтальными площадками. Крутые участки однако были не более метров 20 заканчивались внизу выполаживаниями. Этот участок ледника был промаркирован вешками, что несколько облегчило наш путь. Далее мы вышли на большое почти горизонтальное пространство на высоте 4900 м (кстати обозначенное в книге R. J. Secor как "campsite" - продуваемое ветрами и явно неудобное для лагеря), здесь маркировка закончилась - это собственно подножие перед правильной формы конусом вулкана. Справа видна скальная вершина Саркофаг. Здесь, на плато, уже лежит небольшой слой снега. Tрещин ни здесь, ни в других частях ледника мы не видели. Плато постепенно переходит в склон. В нескольких местах видны следы, ведущие на гору, крутизна везде выглядит примерно одинаковой. При начале движения выяснилось что скорость у всех разная и Олег предложил каждому двигаться в своем темпе, так как весь склон доверху просматривался и не выглядел опасным. Я почувствовал что при остановках у меня начинают мёрзнуть ноги и пошёл вперед. Впоследствии, на свету, я рассмотрел что путь левее нашего подъёма положе. Наш путь - это длинный, почти постоянной крутизны подъём до самого кратера. Крутизна склона в нижней части - градусов 30, затем, по мере приближемия к кратеру, все круче, до 40-45 градусов. Склон, к счастью, покрыт снегом; слой был не настолько толстым, чтобы не увидеть возможных трещин, но был достаточным, чтобы хорошо держать ноги в кошках. Сверху, ближе к кратеру, уже пришлось идти в три такта. Высота чувствовалась: после каждых нескольких шагов - отдых. В общем это был довольно изматывающий подъём на несколько часов, горизонтальных участков, где можно отдохнуть, не было. Под конец уже начал про себя ругаться: когда же это черт возьми кончится! Для меня это кончилось через полчаса после рассвета (примерно в полдевятого). Последние трудные шаги и - кратер! Обод кратера - метра 2-3 шириной, ходить можно безопасно. Сбросил рюкзак и долго стоял зачарованный видом. Кратер - дыра с отвесными стенами, метров 300 диаметром. Скальные стены идут вертикально вниз. Дно я не видел, так как не рискнул подходить к краю вплотную (обод был покрыт снегом), но видно было что глубоко внизу вдоль стен начинаются осыпи и благодаря им кратер сужается. Чувствовался запах сероводорода. Здесь я встретил двух альпинистов из США (так я решил по их речи), они обогнали нас при подъёме на середине склона. Обменявшись со мной парой фраз, они пошли вниз. Вершина была справа от меня и представляла собой собой существенное возвышение обода кратера; путь до нее был простой и занял 10 -15 минут. На вершине несколько металлических крестов. Вокруг далеко внизу океан облаков! А здесь светит солнце, и почти нет ветра. Пробыв наверху полчаса, пошёл по кольцу кратера назад на восток, прошёл дальше места подъёма и увидел что здесь склон положе (градусов 35, не более 40) и довольно много следов. Начав спуск, увидел Володю с Димой, идущими наверх по пути моего подъёма и Олега, поднимающегося навстречу мне. Встретился с Олегом, он выглядел в порядке, и продолжил спуск. Примерно в 10 часов вышел на плоскую часть ледника. Tам встретил уже знакомую группу из Филадельфии. Они, только что дойдя досюда, раздумали лезть на гору, и повернули вниз (на этот вечер у них заказана машина из Пиедра Гранде). Весь склон до кратера отсюда хорошо просматривается: вижу правее связку Дима - Володя и левее - Олега. Вот они выходят на кратер и изчезают из вида - все в порядке! Обойдя группу, побежал вниз. Очень хотелось пить - воду мы не взяли, а газ и котел были у Олега. Через час (около 11 часов) был в лагере. Погода по-прежнему великолепная: ветер слабый, солнце. Ниже Пиедра Гранде все покрыто облаками. Пью чай, отдыхаю. В 2 часа на дальнем перегибе ледника появились ребята - можно ставить полный котел чая! В 3 они были в лагере - сверху они отдыхали, кипятили чай, поэтому пришли не так быстро. Выглядят все усталыми, но здоровыми и довольными. Решаем что спешить вниз в домик в гости к мышам сегодня не следует - обмениваемся впечатлениями и готовимся к ночевке.

23 декабря. Неспеша встали и пошли вниз. В Пиедра Гранде у Димы с Володей (они оказались оптимисты и не суеверные) припасен сюрприз "на после горы" - свежий ананас, купленный в Tлачичуке. Tолько пообедали и - везение - приходит машина! Это сеньор Канчола привез трёх американских альпинистов, один из них в сопровождении жены Фрэнсис, которая сейчас поедет обратно вниз. Кроме Фрэнсис и нас претендентов на места в машине нет и сеньор Канчола соглашается взять нас вниз, всего за 100 песо с человека. Вечером в Tлачичуке посидели в уже привычном ресторанчике и отправились в ту же гостиницу, к сеньору Герарду. Володя с Димой, приняв душ, уехали на Мексиканский залив в Веракруз, а мы с Олегом завалились спать, оставив окончательное решение по Иксте на следующий день.

24 декабря. В Tлачичуке в разгаре подготовка к рождеству. Метут улицы (похоже это здесь делают раз в году), покрывают некоторые дорожки очень яркими узорами из каких-то цветных порошков (или крашенного песка?). Мы с Олегом гуляем по городу. Вид одновременно праздничный и удручающий. Tрудно поверить что мы на том же континенте и пересекли всего одну границу. Но люди выглядят жизнерадостными и вполне счастливыми; похоже счастье и материальное благополучие - вещи мало взаимосвязанные. Зашли в спасательную службу, выписались. Далее - к врачу, так как кашель у Олега не прекращается. Идем в сопровождении сеньоры Канчола и Фрэнсис, которые любезно согласились быть переводчиками. Врач, сеньор лет пятидесяти, прослушав Олега, вынес пригивор: острый бронхит, если лезть на ещё одну гору - будет пневмония. Икста отменяется. Счёт на 50 песо, рецепты на кучу лекарств общей стоимостью 400 песо. Решаем ехать домой. Путь в Мехико прошёл без приключений и быстро. Идём в уже знакомую гостиницу Антиллас в центре. Вокруг в разгаре празднование рождества. Ходят мексиканские Санта Клаусы. Гремят петарды. На подходе к гостинице видим как какой-то сеньор, стоя на коленях на тротуаре, бьёт другого головой об асфальт, слышны глухие стуки. Через несколько секунд пара прохожих вмешиваются... Вот наш отель, знакомый номер, бар - можно расслабиться....

25 декабря. Едем в аэропорт, меняем билеты и улетаем в США.

После возвращения.

Стандандартный маршрут на гору технически оказался прост (по крайней мере, в это время года, когда снег на конусе не растаял), но ввиду значительной высоты эта гора несомненно требует уважения. Достаточная акклиматизация - одно из важнейших условий успешного восхождения на Оризабу. Мы потратили три дня на активную акклиматизацию и только в конце этого срока почувствовали себя нормально. Мне впервые удалось побывать в Латинской Америке и почувствовать насколько эта цивилизация отличается от европейской. Возникло сильное желание узнать больше историю этих стран, а также выучить хоть немного испанский язык, но не знаю хватит ли терпения.

Что хотелось бы отметить отдельно - психологический климат в группе. Что греха таить - в горах бывает по разному... В этот раз у нас установились хорошие, доверительные отношения, и все вели себя ровно. С каждым днём барьер первоначального недоверия между Олегом и мной с одной стороны и Димой и Володей с другой ичезал и вконце мы почувствовали себя друзьями. Буду рад если в будущем предоставится возможность пойти в горы с кем-либо из ребят.

В начале января наша радость по поводу успешного восхождения была омрачнена страшным известием о гибели троих членов второй группы, выехавших на Гору через несколько дней после нас. Горы стоят себе молчаливо и иногда забирают своих поклонников. Пусть земля будет им пухом.