(Back to FOM index page)

ОТ РЕДАКЦИИ

Творчество Михаила Щербакова - поэта, композитора и исполнителя, работающего, если воспользоваться традиционным определением, в жанре авторской песни, знакомо сегодня широкой слушательской аудитории. Оно вызывает полярные оценки - от бурного восхищения до столь же решительного неприятия. Вот почему "феномен Щербакова" представляет интерес для исследователей, причем не только в эстетическом, но и в социологическом - точнее, социокультурном - плане.

Чем же песни М.Щербакова привлекают одних слушателей и отталкивают других? Каковы социально-демографические особенности его аудитории? Какие ценностные структуры просматриваются у тех, кто входит в число его приверженцев или оппонентов? Попытка дать ответы на эти вопросы предпринята в "Проекте Щ-1".

Проект разработан и осуществлен группой сотрудников Фонда "Общественное мнение" (Л.И.Блехер, Е.Г.Галицкая), и привлеченных специалистов (Б.Б.Жуков, Е.С.Зотова, И.А.Климов, С.Г.Климова).

Задумывался проект как социологический. Но по ходу реализации он стал обрастать и совсем иного рода материалами, тяготеющими, скорее, к сфере публицистики и художественной критики. Они также вошли в предлагаемый вниманию читателя сборник, расширив рамки первоначального замысла. Так определилась структура этого издания, состоящего из двух достаточно самостоятельных и вместе с тем взаимодополняющих разделов.

В первый раздел включены результаты специальных социологических исследований. Одно из них - массовый анкетный опрос, проведенный среди любителей творчества М.Щербакова (преимущественно - среди посетителей его концертов). Второе исследование - экспертный опрос в форме свободного (неформализованного) интервью с несколькими видными участниками движения авторской песни. Материалы первого раздела базируются на количественном анализе и типологическом изучении полученной исследователями социологической информации.

Во втором разделе методы эмпирической социологии уступают место критико-искусствоведческому взгляду на творчество М.Щербакова и его аудиторию, количественные оценки - качественным. И такое движение "от количества к качеству", а точнее - их двуединство в структуре сборника, представляется вполне оправданным, поскольку речь идет о столь деликатной и сложной материи, как восприятие искусства.

Предлагаемая читателю совокупность формализованных социологических данных, обобщенных типологических характеристик, разноречивых критических мнений, разумеется, вовсе не ищерпывает избранной темы. И все же хотелось бы надеяться, что материалы сборника хотя бы в первом приближении дают ответы на вопросы, побудившие авторов взяться за этот проект.

Авторы проекта благодарят за помощь и поддержку на разных этапах реализации их замысла Р.Е.Миневич, В.А.Палта, П.А.Трубецкого, Е.И.Трояновскую, А.А.Чернякова.