(Back to FOM index page)
Методика исследования
Характеристика исследования
Обьект исследования
Для того чтобы уловить некоторые тенденции в развитии общества, объектом
исследования мы выбрали одну из существующих молодежных субкультур:
движение Авторской песни. За последнее десятилетие движение претерпело
ряд существенных изменений - организационных, социально-психологических,
идеологических и т.д. Авторская песня - явление неоднородное,
происходящие в нем процессы - неоднозначны. Для исследования была
выбрана слушательская аудитория М.Щербакова - одного из бардов,
работающих в жанре Авторской песни. Такое решение было принято по
следующим причинам:
- творчество М.Щербакова вызывает наиболее неоднозначные реакции среди
представителей движения;
- оценки его творчества некоторыми известными бардами свидетельствуют,
что в авторской песне он - неординарное явление;
- популярность его творчества быстро растет, несмотря на то, что
Щербаков оказался вне механизмов КСП-шной "раскрутки" (см. интервью с
"Интегратором" и статью Б.Жукова "Три письма об одном авторе").
- песни Щербакова цитируются молодежью в повседневной жизни для
характеристики людей, ситуаций, самопрезентации;
- аудитория Щербакова неоднородна по возрастным характеристикам.
К слушательской аудитории М.Щербакова мы относили людей, слушающих песни
этого автора на концертах и/или в записи, а также и тех, кто слушал
песни Щербакова какое-то время, но потом перестал ими интересоваться.
Предмет и основная цель исследования
Предметом изучения стали ценностно-нормативные установки, характерные
для избранной субкультурой группы, и особенности механизмов
идентификации, обусловленные ресурсами людей, ценностными ориентациями,
когнитивными и емоциональными факторами.
Задачи исследования
Был определен круг исследовательских задач - на материале, полученном в
результате исследования, попытаться определить:
- доминирующие элементы культурных ценностей;
- особенности восприятия творчества М.Щербакова и набор социальных
ресурсов индивидов, составляющих данную субкультурную группу;
- идентификационную динамику в этой группе;
структуру группы.
Формирование выборки
Стратегию исследования можно определить как поисковую; это определило
специфику формирования выборки. Полевой этап исследования продолжался в
течение шести месяцев: с ноября 1994 по апрель 1995 гг. При выборе
респондентов мы придерживались определенных критериев, по которым
человек, во-первых, должен быть знаком с песнями Щербакова (того или
иного периода) и, во-вторых, должен быть способен сформулировать и
обосновать свое мнение. При этом негативное отношение к творчеству барда
не имело решающего значения, хотя отвечать на анкету о творчестве
нелюбимого автора соглашались немногие. Выборка формировалась двумя
путями: опросы на концертах в Москве и в Санкт-Петербурге (где в то
время давались концерты) и опросы "щербаковских" групп и тусовок в
московских вузах и на слетах КСП. Анкеты собирались либо после
концертов, либо через помощников в группах, либо пересылались по почте.
Для анализа была отобрана 341 анкета.
Разработка анкеты и ее структура
На этапе разработки программы исследования и инструментария
организаторам не было известно о проведении исследований Авторской песни
методами социологии и социальной психологии; проблемное поле
представлялось слабо проработанным и изученным. При разработке анкеты мы
исходили из предположений, что потенциальная аудитория - не
моновозрастная группа, хотя преимущественно молодежная; что это люди с
достаточно высоким образовательным уровнем, и что одна из ценностей этой
группы - стремление к автономному поведению и самостоятельному мышлению.
Поэтому мы рассчитывали на самостоятельную и достаточно активную работу
респондентов с вопросами анкеты. Кроме того, нами учитывались такие
особенности опрашиваемой аудитории, как включенность в движение
Авторской песни и особое отношение к творчеству: многие из опрошенных
сами работают в этом жанре. Было ясно, что априорные "закрытия" вопросов
не смогут охватить весь спектр мнений довольно разнородной аудитории;
без возможности адекватного отражения своих мыслей респондентам было бы
"тесно" в пространстве жестких "закрытий". Основываясь на этих гип
отезах и предположениях, организаторы включили в анкету наряду с "закрытыми"
также открытые и полузакрытые вопросы. Формулировки вопросов на этапе ее
подготовки выносились на обсуждение небольшой группы респондентов. Это
позволило более четко определить круг исследовательских задач и уточнить
варианты ответов.
Все вопросы анкеты (48 вопросов) составили несколько смысловых блоков, с
помощью которых предполагалось решить следующие задачи:
1. Изучить особенности восприятия творчества Щербакова, определить
положительные и негативные аспекты восприятия (вопросы 2, 4, 5, 9-28,
35).
2. Изучить структуру слушательской аудитории и ее характеристики
(вопросы 1, 41, 42, 45-48).
3. Выявить предпочтение слушателями песен разных периодов творчества
М.Щербакова (вопросы 3, 6, 7, 30, 34, 43).
4. Собрать материал для изучения процесса культурной артикуляции и
социального функционирования песен (вопросы 29-32, 38-40). Этому
предполагается в дальнейшем посвятить отдельное исследование.
После сбора массива все индивидуальные ответы и дополнения на "закрытые"
и "полузакрытые" вопросы были выписаны из анкет и обработаны. Были
найдены новые основания для классификации ответов, порой сильно
отличающиеся от предложенных в анкете. Все индивидуальные ответы вместе
с предложенными в анкете были сведены в кодификаторы. Кодификаторы
строились по тем основаниям, которые оказались значимыми для
респондентов. Были полностью перекодированы вопросы NN 2, 35, 42, 44;
дополнены часто упоминаемыми вариантами 29, 31, 37, 38, 40 и 41-й
вопросы; закодированы "открытые" вопросы: NN 1, 3, 6, 7, 8, 30, 32, 33,
34, 43. Ответам каждого респондента присваивался код, соответствующий
той или иной позиции в разработанной заново классификации. В приложении
указаны частотные распределения ответов, полученные уже после
перекодировки указанных вопросов.