При анализе данных семантического дифференциала (тестовые вопросы) были
выделены 5 факторов - 5 независимых характеристик, которыми описывается
мир поэзии М.Щербакова. Для построения семантического пространства мы
выбрали по одной шкале, в наибольшей степени коррелирующей с каждым из
факторов. Вот эти основные шкалы:
1. Свой - Чужой.
2. Активный - Пассивный.
3. Трудный - Легкий.
4. Спокойный - Тревожный.
5. Жесткий - Мягкий.
Ответы респондентов располагались почти по всей длине шкал, однако
среднегрупповые показатели расположились ближе к полюсам: Свой,
Активный, Трудный, Тревожный, Жесткий. Части шкал, на которых
расположились средние оценки всех выделенных в результате анализа групп,
мы называли рабочими. Для удобства построений мы решили использовать не
факторы, а рабочие части основных шкал каждого фактора. Прежде чем
перейти к анализу, необходимо описать особенности выделенных факторов и
шкал, образующих эти факторы.
Шкала "свой - чужой" показывает степень, в которой человек или группа
принимают творчество Щербакова и склонны идентифицировать себя с его
постоянной слушательской аудиторией. С характеристикой "свой" очень
тесно связаны такие оценки "Мира поэзии", как близкий, приятный, теплый,
открытый, светлый. Сочетание всех этих определений позволяет сделать
вывод, что в Фактор 1 вошли оценки-признаки положительной идентификации
как со слушательской группой (социальный аспект идентичности), так и с
"Миром поэзии Щербакова" (мировоззренческий и эмоциональный аспекты).
Основную шкалу и всю группу признаков мы назвали фатором Идентичности.
С характеристикой "активный" связаны такие представления о характере
творчества барда, как "яркий", "большой", "сильный". Эти определения
вошли в Фактор 2, описывающий энергичность и неординарность обьекта -
"Мира поэзии" и характеризующий активность восприятия респондентов. Этот
фактор и его основную шкалу назвали Активность.
Третья характеристика связана с освоением "Мира поэзии". В Фактор 3
вошли шкалы, говорящие о трудности восприятия песенного творчества
Щербакова, в первую очередь - интеллектуальной сложности ("трудный",
"сложный"). Этот фактор и его основную шкалу назвали Трудность
интеллектуального восприятия.
По шкалам Фактора 4 (между собой коррелируют характеристики "тревожный",
"изменчивый", слабо - "алогичный") респонденты оценивали такие
характеристики "Мира поэзии", как внутренняя напряженность, тревожность,
непостоянство - "изменчивость". Эмоции, переживания, описываемые этим
фактором, относятся к разряду "гностических", то есть связанных не
только с потребностью в получении новой информации, но и с потребностью
в "когнитивной гармонии" (3, стр.117). Человек выказывает более или
менее типичную эмоциональную реакцию, если обьект, вызывающий ее,
попадает в пространство структурированных значений. Все непредсказуемое,
непривычное, малопонятное, странное воспринимается с некоторой долей
тревоги. В данном случае это происходит из-за несовпадения структур
эмоциональных полей, на которых построен мир песен Щербакова, и которыми
пользуется слушатель. Этот фактор и его основную шкалу назвали
Эмоциональная тревожность.
Четыре вышеназванных фактора вобрали в себя 95% шкал. Пятый фактор
образовала только одна шкала, оценивающая песни Щербакова с позиции
"жесткий - мягкий". Для этой шкалы характерны слабые коэффициенты связи
со всеми шкалами, поэтому проинтерпретировать ее можно только по
наиболее сильным из коэффициентов. Указанная характеристика (жесткий)
связана с эмоциями, имеющими негативную окраску: "враждебный", "злой",
"холодный". Такими прилагательными характеризуются эмоции, относящиеся к
разряду "гедонистических", эмоции, связанные с потребностью в душевном
комфорте (3, стр.121). Эмоциональный дискомфорт, выявляемый этой шкалой,
возникает не из-за непонятности песен, а из-за эмоциональных
характеристик их содержания. Этот фактор и соответствующую шкалу, можно
назвать Шкалой эмоционального дискомфорта.
В описанном пятимерном семантическом пространстве были размещены данные
факторного анализа вопросов анкеты. Это позволило дать качественные
характеристики слушательской аудитории Щербакова.