В результате частотного и факторного анализа социально - демографических
характеристик были выделены следующие категории респондентов (процент от
числа опрошенных):
1. По полу:
Мужчины 52 %
Женщины 48 %
2. По возрасту:
"Подростки" (14-16 лет) 4.5 %
"Студенты" (17-24) 58.9 %
"Младший средний возраст" (25-33) 28.1 %
"Старший средний возраст" (34-44 ) 5.3 %
"Старшие" (45 лет и старше) 3.25%
3. По роду занятий:
"Гуманитарии" 30.5 %
"Технари" 31.7 %
"Естественники" 19.4 %
"Школьники" 5.1 %
"Остальные" 13.3 %
В указанные группы были обьединены респонденты, обучающиеся или
работающие по сходному профилю. В группу "Остальные" вошли пенсионеры,
неработающие, домохозяйки, "другое" и несколько человек, обучающихся по
одной специальности, но работающих по другой.
При анализе семантического дифференциала не учитывались характеристики
респондентов по уровню образования, так как они не несли
дифференцирующих особенностей: 40% респондентов имеют высшее образование
и 46% - неполное высшее. Примечательно, что 5% опрошенных имеют неполное
среднее образование. Это позволяет локализовать их в выборке как
школьников и при анализе обьединить их характеристики по критериям рода
занятий, возраста и образования. В дальнейшем будет употребляться только
название "Школьники".
Ниже рассмотрим, как влияют на восприятие творчества Щербакова некоторые
из перечисленных характеристик.
Пол
Женщины и мужчины различаются по типу восприятия внешнего мира и реакции
на него. Женщины более экстравертивны, чем мужчины. Поетому для них
характерна более высокая интенсивность переживаний, темпераментность,
импульсивность в поведении, принятии решений и в суждениях. Они тоньше
чувствуют емоциональное воздействие. Женщины больше обращены в сторону
ощущений, чем представлений.
Мужчины отличаются большей интровертивностью. Они ориентированы на
интеллектуальное постижение явлений, на обобщения. Действия, поступки
отнюдь не всегда следуют у них за идеей и воодушевлением, во всяком
случае, не сразу. Вырабатывая собственное мнение, мужчина склонен
"вдвигать" его между самим собой и обьективной данностью, и через этот
фильтр просеиваются его емоции и суждения (5, стр.172-174).
В семантическом пространстве "Мира поэзии Щербакова" группы
респондентов, выделенные по признаку пола, показывали характерные
реакции.
По всем шкалам мужчины давали более умеренные оценки, чем женщины. Лишь
по шкале "интеллектуального восприятия" мужчины давали больше оценок
"трудный". Вероятно, женщины воспринимают песни по их емоциональному
воздействию: идентификация с "Миром поэзии" у них сильнее, и
интеллектуальная трудность для них таким образом преодолевается. Мужчины
склонны воспринимать песни на рациональном уровне. Поетому они и меньше
идентифицируют их как "свои" (рис.1).
Об особенностях восприятия женщин и мужчин говорят результаты парных
сравнений с группами, выделенными по ответам на вопрос "Что
привлекает...". Оказалось, что женщины составляют 64% в группе, которую
привлекают интеллектуальность и исполнительское мастерство (музыка и
голос) Щербакова, и 37.5% - в группе, которая ориентирована на критерии
интеллектуальности и профессионализма. Между этими критериями оценки
есть существенная разница: высокий уровень текстов, идеи, заложенные в
нем, направлены более к восприятию на рациональном уровне, а музыка,
исполнительское мастерство - факторы, оказывающие емоциональное
воздействие. Видимо, с этими особенностями связаны и различия по фактору
"Активности": женщины дают довольно высокие оценки, тогда как мужчины -
близкие к средним. На женщин влияет не только "эффектность" самих песен,
но и обаяние исполнителя, манера исполнения. Причем с возрастом эта
тенденция усиливается, как следует из анализа возрастных характеристик.
Женщины склонны давать более емоциональные реакции: они в большей
степени оценивают поэзию Щербакова как "свою"; женщины острее чувствуют
"жесткость" и "тревожность" песен - эти две характеристики менее им
свойственны, поэтому на них обращена значительная часть внимания.
Возраст
В семантическом пространстве восприятия мира поэзии М.Щербакова
выделенные группы респондентов по возрасту имеют следующие особенности:
1. Школьники и Старшие имеют близкие и наиболее высокие из всех групп
оценки по шкале "свой"; они практически одинаково оценивают трудность
песен для своего восприятия. Различаются они тем, что Школьники более
емоционально (чем повидавшие жизнь Старшие) реагируют на песни: сильнее
ощущают тревожность и жесткость "Мира поэзии Щербакова" (рис.2, 3).
Наиболее существенны различия этих групп по признаку Активности. Чем
старше слушатели, тем большая активность восприятия требуется при
прослушивании песен.
2. Поколение старшего среднего возраста по факторам Активности и
Тревожности опережает все возрастные группы. Такая особенность возраста
подтверждается многими исследованиями (4, стр.115-116). Эти люди должны
быть активными, так как имеют семью и подрастающих детей; у них накоплен
порядочный опыт, но самореализация затруднена из-за необходимости
адаптации к изменившимся условиям жизни. Непривычность ситуации вызывает
обеспокоенность своим статусом и, конечно, повышает общую тревожность
(5, стр.177) (рис.4).
3. По шкале "интеллектуального восприятия" оценки возрастных групп
расходятся не сильно - разве что группа Старшего среднего возраста менее
других склонна называть поэзию Щербакова трудной. Вероятно, у них и чуть
меньше желания вслушиваться в песни и разбираться в них: степень
идентификации "Мира поэзии" как "своего" ниже, чем в остальных группах.
Это может быть связано также и с некоторыми емоциональными барьерами: их
настораживает непредсказуемость счербаковских песен и их тревожность
(рис.1).
Студенты, Школьники и Старшие говорят, что песни Щербакова довольно
трудно воспринимать. Но у них же - и самые высокие показатели по шкале
"свой"; то есть, несмотря на трудности, они все-таки настроены осваивать
"Мир поэзии". Можно предположить, что ощущение трудности, не
подкрепленное установкой на восприятие, сказывается на степени
идентификации индивидом счербаковской поэзии как "своей".
4. По ощущению тревожности песен в группах нет большого разброса.
Наиболее выделяется Старший средний возраст и чуть-чуть - Школьники. Но
ощущение тревожности у них разное: у Школьников высокие оценки
тревожности сочетаются с сильным ощущением жесткости, а у Старшего
среднего возраста - с высокими оценками активности "Мира поэзии"
Щербакова (рис.3).
По результатам метода парных сравнений были выделены поло-возрастные
группы. Наибольший интерес представляли группы Студентов и Младшего
среднего возраста. Мы решили посмотреть, что привлекает молодых людей в
песнях Щербакова. Оказалось, что разница между мужчинами - студентами и
мужчинами младшего среднего возраста не велика: их всех одинаково
привлекали интеллектуальность песен, профессионализм, с которым они
сделаны, и музыкальное мастерство Щербакова (23.3% - 23.1%).
Иное дело - женщины. Студентки не отличаются от студентов: они так же
одинаково упоминали и интеллектуальные особенности, и музыкальные: 22.9%
- девушки, 23.3% - мужчины. А вот в группе женщин младшего среднего
возраста интерес к интеллектуальной и профессиональной стороне
творчества Щербакова падает до 16.2%. Их больше привлекает
исполнительское и музыкальное мастерство барда (25.6%). Мужчины того же
возраста и девушки-студентки реже указывают эту характеристику (17.3% и
12.5% - соответственно).
Описанные реакции характерны не только для аудитории слушателей
Щербакова. Образование, получаемое в школах и в вузах, способствует
десексуализации - утрате четкости Я-образа и сглаживанию границ половых
ролей мужчин и женщин. Поетому разница в оценках и реакциях в группе
студентов невелика. С возрастом, по мере накопления опыта реализации
себя в качестве мужчины или женщины, Я-образы становятся более
сексуализированными (5, стр.167-168), и, соответственно, меняются
особенности восприятия и реагирования на ситуацию.
Род занятий
Категории респондентов, выделенные по показателю род занятий, оказались
хорошо дифференцированными в семантическом пространстве "Мира поэзии
М.Щербакова" по четырем из пяти факторов. На "Идентификационный" фактор
профессиональные различия не оказывают существенного влияния.
Преобладающая форма активности (тот или иной род деятельности)
определяет соответствующий стиль мышления и стимулирует развитие
определенных емоциональных реакций на обьекты и события в окружающем
мире (2, стр.221-223). Люди с гуманитарным складом мышления острее
воспринимают то, что воздействует на их чувства, и это помогает им
понимать явления. Люди с техническим складом склонны к более взвешенным,
рациональным реакциям и суждениям. В выборке группа Естественников
представлена в основном медиками. Характер их образования и жизненного
опыта приучил их воспринимать тревожность жизни менее остро: то, что
может быть шокирующим для других, для них - обыденность.
Наибольшие отличия между группами обнаруживаются по "емоциональным"
шкалам. Гуманитарии и Школьники больше, чем остальные группы, ощущают
творчество Щербакова как "жесткое" и "тревожное". Они в максимальной
степени отличаются от Технарей по оценкам жесткости и от Естественников
- по оценкам тревожности. Вероятно, эти отличия связаны со склонностью к
разным типам емоциональных реакций (рис.2,3).
По данным метода парных сравнений, емоциональность песен Щербакова
привлекает Гуманитариев меньше, чем Технарей (12.5% и 16.6%
соответственно). По-видимому, логичность и рациональность часто
воспринимаются Гуманитариями как холодность, бесстрастность.
По шкале "активности восприятия" выявились отличия между Гуманитариями и
остальными группами. Правда, разрыв этот не очень велик; более
существенна разница в характере оценок. Если Гуманитарии воспринимают
активность в сочетании с ощущением тревоги, то остальные группы уделяют
больше внимания трудности восприятия поэзии Щербакова (рис.4).
Наиболее трудной для восприятия поэзия Щербакова представляется Технарям
и Школьникам, но в то же время они и более склонны идентифицировать ее
как "близкую" себе (рис.1).
Оценки трех основных профессиональных групп по "идентификационной" шкале
имеют небольшой разброс и близки к средним оценкам по выборке. От них
наиболее сильно в сторону высоких значений отличаются Школьники - самая
молодая категория. Видимо, дифференцирующим фактором по критерию "свой,
близкий" являются возрастные особенности.
Описанные тенденции действительно существуют, но на разброс средних
оценок Гуманитариев, Технарей и Естественников несколько повлиял перекос
выборки по признаку пола: в первой группе преобладают женщины, во второй
- мужчины; в группе Естественников мужчин и женщин - поровну.
Расхождение средних значений не должно быть значительным, так как группы
довольно однородны по возрастным характеристикам - в основном, это
студенчество и люди, недавно окончившие вуз. В этом возрасте влияние
рода занятий и типа образования на особенности психики невелико; оно
увеличивается по мере формирования профессиональной идентичности (4,
стр.114).
Рис.1
Свой Трудный
Мужчины 1.62 2.35
Женщины 2.26 2.22
Подростки 2.33 2.38
Студенты 1.98 2.58
Мл.средн.возр. 1.77 1.74
Ст.средн.возр. 1.56 1.53
Старшие 2.44 2.33
Гуманитарии 1.91 2.19
Технари 2 2.57
Естественники 1.57 2.21
Первооткрыв. 1.32 1.75
Эмигранты 2.01 2.49
Жители 2.32 2.34
Рис.2
Свой Жесткий
Мужчины 1.62 0.95
Женщины 2.26 1.65
Подростки 2.33 2.08
Студенты 1.98 1.32
Мл.средн.возр. 1.77 1.25
Ст.средн.возр. 1.56 0.94
Старшие 2.44 0.67
Гуманитарии 1.91 2.01
Технари 2 0.58
Естественники 1.57 1.45
Первооткрыв. 1.32 0.98
Эмигранты 2.01 1.2
Жители 2.32 1.63
Рис.3
Свой Тревожный
Мужчины 1.62 1.01
Женщины 2.26 1.27
Подростки 2.33 1.69
Студенты 1.98 0.95
Мл.средн.возр. 1.77 1.22
Ст.средн.возр. 1.56 2.06
Старшие 2.44 1.33
Гуманитарии 1.91 1.73
Технари 2 1.15
Естественники 1.57 0.62
Первооткрыв. 1.32 1.05
Эмигранты 2.01 1.06
Жители 2.32 1.24
Рис.4
Свой Активный
Мужчины 1.62 1.46
Женщины 2.26 1.98
Подростки 2.33 1.23
Студенты 1.98 1.7
Мл.средн.возр. 1.77 1.4
Ст.средн.возр. 1.56 3.1
Старшие 2.44 2.56
Гуманитарии 1.91 2.14
Технари 2 1.52
Естественники 1.57 1.47
Первооткрыв. 1.32 1.67
Эмигранты 2.01 1.53
Жители 2.32 2.12