В результате факторного анализа обозначились группы респондентов,
которым были присвоены имена, отражающие особенность их ответов.
1. Группа, ответившая, что их интерес к Щербакову разделяют
друзья по работе, по учебе (далее просто - Друзья) - 36.7 %
2. Группа, назвавшая Друзей по работе, учебе
и друзей - "Каэспэшников" - 18.8 %
3. Группа, указавшая Друзей по работе, учебе
и Братьев, сестер: - 12.3 %
4. Группа, назвавшая друзей - "Каэспэшников" - 12.9 %
5. Группа Остальные - 20.2 %
В семантическое пространство "Мира поэзии Щербакова" были помещены не
только ответы на этот вопрос, но и результаты линейного анализа двух
вопросов о цитировании песен: Щербакова и других авторов. Поскольку
практически все ответы оказались лишь двух типов - "ДА" (с некоторыми
модификациями) и "НЕТ", использовались только эти варианты. Одновременно
с построением семантического пространства, анализировались парные
распределения по вопросу: "Кто разделяет интерес..."/"Почему не поют..."
Анализ перечисленных данных позволяет обрисовать в общих чертах характер
выделенных групп.
1. Наиболее многочисленная группа респондентов (группа "Друзья") дает
оценки "Мира поэзии", близкие к средним оценкам по выборке. Это
обьясняется тем, что структура этой группы сложнее, чем это было
отражено в анкете. "Друзья" наших респондентов отличаются между собой по
возрасту, роду занятий и т.д. Для нас было важным выделить категорию
каэспэшников, так как мы предполагали, что мнение этой группы не стоит
смешивать с мнением других групп: в КСП песни Щербакова узнали раньше,
мнение о них уже сформировалось, и оно основывалось, во-первых, на более
ранних песнях и, во-вторых, на представлениях о принадлежности к
движению Авторской песни. Поетому творчество Щербакова оценивалось в КСП
не только по профессиональным критериям, но и по "внепесенным",
жанровым, нормативным (см. анализ интервью). Кроме этого, ранние песни
Щербакова были более близки каэспэшной традиции, чем поздние, и
изменения в характере творчества барда, а также последствия повального
увлечения им привели к уменьшению числа слушателей из среды Авторской
песни. Такое положение вещей отразилось и в нашем исследовании.
2. В семантическом пространстве "Мира поэзии" группы, упомянувшие
"каэспэшников" среди разделяющих их интерес друзей, показывают не самые
большие значения по "идентификационной" шкале. Группа "Каэспэшники"
стоит на ней самой последней. Она же сильнее остальных ощущает
"тревожность" песен Щербакова: действительно, не только сложность
текстов другая, но и их эмоциональная окраска разительно отличается от
эмоциональности "традиционных" песен (рис.14).
Таблица парных распределений подтверждает возросшую отчужденность
каэспэшной среды от творчества барда: в группе "Каэспэшников" больше,
чем в остальных группах, причиной "не пения" Щербакова называют
"Чуждость" и "Последствия моды". Характерно, что по критерию "Не поют,
т.к. не знают" каэспэшная среда - на последнем месте; то есть в движении
КСП Щербакова не поют не потому, что не знают, а потому что надоел, и
его песни (особенно новые) не очень-то и любят. Ближе всего этой группе
песни конца 80-х годов (совмещаются точки этой группы с первой точкой
вопроса "Когда познакомились с творчеством..." по шкалам "свой",
"трудный", "жесткий"). Видимо, некоторый спад популярности Щербакова,
отмечаемый в 1990 - 1991 гг. связан с отпадением некоторой части
каэспэшной аудитории.
В межличностном общении каэспэшники более склонны употреблять цитаты из
песен других авторов, чем из песен Щербакова. В пространстве
характеристик "Мира поэзии" соответствующие точки вопросов о цитировании
лежат рядом с точками групп "Каэспэшники" и "Друзья; Каэспэшники".
Остальные группы близки точкам: "Да, цитируем песни Щербакова", "Нет, не
цитируем песен других бардов". Это не значит, что так оно и есть;
указанные полюса говорят лишь о склонности, тенденциях использовать
песни, строчки для характеристики людей и комментирования ситуаций.
Отличие каэспэшной группы обьясняется не только отчуждением и
последствиями моды; каэспэшники знают больше бардовских песен, им есть
из чего выбирать: "Под настроение можно и не его исполнять" (А.205) и,
конечно же, цитировать (рис. 13-15).
3. Мы опрашивали аудиторию Щербакова - достаточно однородную группу по
сравнению с разнообразнейшими течениями, существующими в Авторской
песне. Различия в восприятии, оценках и в подходах к оцениванию внутри
этой аудитории обусловлены не только личностными особенностями, но и
социальными причинами, как, например, значимым окружением и
субкультурной принадлежностью. В значимом окружении оказывается важным
характер взаимоотношений с ним индивида. Была выделена группа, назвавшая
в своем окружении не только друзей, но и братьев/сестер, то есть
родственников, близких по возрасту, социальному положению, воспитанию и
культуре. Для семьи характерен высокий уровень согласия между детьми и
их родителями (10, стр.417). Следовательно, если кто-то из членов семьи
разделяет твои увлечения, мнения, оценки, то такой интерес должен быть
устойчив и более развит, чем если бы он сформировался при общении с
менее близким человеком. Ценности первичной группы всегда более
устойчивы (4, стр.111). Поетому неудивительно, что оценки группы
"Друзья; братья" занимают самую высокую позицию по "идентифицирующей"
шкале. Не сильно от них отличаются показатели группы "Остальные", ведь в
нее вошли респонденты, назвавшие родителей, супруга или своего ребенка.
Проанализировав особенности восприятия групп, у которых сложился
устойчивый интерес к творчеству Щербакова, можно сделать вывод, что
известность и популярность песен этого автора постепенно выходит за
пределы каэспэшного круга. Такая тенденция вполне согласуется с идеей
"Интегратора" о функции культурного взаимодействия Авторской песни и других
музыкальных течений (см. анализ интервью).
Рис.9/10
Свой Трудный
Раздосадованные 1.4 2.4
Заинтересовавш. 2.07 2.33
Отстраненные 0.92 1.71
Увлеченные 2.6 3.3
Умеренные 1.5 1.8
Любопытные 1.55 2.4
Очарованные 2.45 2.32
Рис.11
Свой Жесткий
Раздосадованные 1.4 1.45
Заинтересовавш. 2.07 1.44
Отстраненные 0.92 1.36
Увлеченные 2.6 1.63
Умеренные 1.5 0.71
Любопытные 1.55 0.72
Очарованные 2.45 1.28
Рис.12
Тревожный Жесткий
Раздосадованные 1.32 1.45
Заинтересовавш. 1.47 1.44
Отстраненные 1.28 1.36
Увлеченные 0.82 1.63
Умеренные 1 0.71
Любопытные 1.1 0.72
Очарованные 2.03 1.28
Рис.13
Свой Трудный
Умеренные 1.5 1.8
Друзья 1.94 2.7
"Друзья, КСП" 1.58 2.19
"Друзья, братья
и сестры" 2.42 1.91
КСП 1.39 1.97
Остальные 2.3 2
Цитируют 2.04 2.2
Не цитируют 1.44 2.62
Цитируют др. 1.56 2
Не цитируют др. 2.24 2.52
Первооткрыватели1.32 1.75
Эмигранты 2.01 2.49
Жители 2.32 2.34
Рис.14
Свой Тревожный
Умеренные 1.5 1
Друзья 1.94 1.12
"Друзья, КСП" 1.58 1.09
"Друзья, братья
и сестры" 2.42 1.24
КСП 1.39 2.06
Остальные 2.3 0.57
Цитируют 2.04 1.1
Не цитируют 1.44 1
Цитируют др. 1.56 1.13
Не цитируют др. 2.24 0.7
Первооткрыватели1.32 1.05
Эмигранты 2.01 1.06
Жители 2.32 1.24
Рис.15
Свой Жесткий
Умеренные 1.5 0.71
Друзья 1.94 1.46
"Друзья, КСП" 1.58 0.9
"Друзья, братья
и сестры" 2.42 0.94
КСП 1.39 1.89
Остальные 2.3 1.16
Цитируют 2.04 1.19
Не цитируют 1.44 1.42
Цитируют др. 1.56 1.24
Не цитируют др. 2.24 1.37
Первооткрыватели1.32 0.98
Эмигранты 2.01 1.2
Жители 2.32 1.63