(Back to FOM index page)
Экспертный опрос о творчестве М.Щербакова
(И.Климов)
ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
В рамках проекта "Щ-1" в феврале-марте 1995 года был проведен опрос в
форме свободного, неформализованного интервью с несколькими участниками
движения Авторской песни - известными авторами и исполнителями. Интервью
были взяты Борисом Жуковым и проинтерпретированы в соответствии с
задачами исследования Иваном Климовым. Задачей интервью было выявление
ценностных различий в восприятии и оценках Щербакова и его творчества.
Опрошенные выступали в роли экспертов, оценивающих особенности
творчества Щербакова и описывающих свое личное восприятие его как автора
и как участника движения Авторской песни. При выборе респондентов мы
руководствовалисе следующими соображениями:
1 - компетентность опрошенных нами людей обусловлена не столько их
профессиональной деятельностью, сколько знанием социальной ситуации в
изучаемой нами субкультуре и включенностью в ценностно-нормативную
систему, в "культурный контекст" движения Авторской песни;
2 - для исследователей представляли интерес особенности личного
восприятия выбранных для интервьюирования людей, посколку каждый из них
репрезентировал особую ценностно-нормативную систему, тенденцию;
3 - кроме объективно существующей возможности респондентов судить по
данному предмету, исследователям была важна реальная способность их
высказать обоснованное мнение (13, стр.135).
Поэтому в дальнейшем мы будем называть опрошенных нами людей ЭКСПЕРТАМИ.
Для удобства дальнейшего изложения мы решили дать всем экспертам
имена-маркеры: Хранитель традиций, Патриарх, Интегратор и Искатель. Эти
имена, как нам кажется, до некоторой степени отражают представления
экспертов о феномене Авторской песни и основанные на этих представлениях
неформальные роли опрояенных в кругу сторонников движения.
Интегратор, самый молодой из экспертов, считает допустимым и необходимым
проникновение в авторскую песню стилистических и жанровых особенностей
других течений молодежной музыкальной культуры.
Хранитель традиций, человек средних лет, относится к этому
неодобрительно и выступает как сторонник "чистоты жанра".
Патриарх, самый старший из опрошенных, мало озабочен проблемами жанровых
особенностей авторской песни. Для него главное - соответствие песни его
мироощущению, профессиональным и эстетическим представлениям.
Несмотря на то, что были взяты четыре интервью, детальному анализу были
подвергнуты только три из них. Несмотря на то, что последнее - четвертое
- интервью содержит интересную информацию о бардах, о Щербакове, о
движении Авторской песни вообще, несмотря на то, что респондент
демонстрирует нетривиальный подход к анализу предложенной проблемы, это
интервью оказалосе не совсем пригодным для достижения исследователеской
задачи. Исследователей интересовала структура существующих в Авторской
песне культурных стереотипов и ценностей . Первые три интервью
репрезентируют (хотя и не в чистом виде) некоторые наиболее типичные (в
смысле характерные, а не Широко распространенные) представления.
Четвертое интервью - интервью с Искателем - выпадает из логики
презентации культурных стереотипов. Анализируя ситуацию, респондент не
абсолютизирует свои оценки, основанные на его эмоциональных реакциях и
нормативных предписаниях. Стратегию интервью можно назвать
исследовательской: личная позиция респондента заявлена, но он не
ограничивается каким-либо одним аспектом проблемы, а упоминает все те
аспекты восприятия, которые в предыдущих трех интервью представлены
более четко и полно. Это интервью осталось за рамками анализа, так как в
противном случае оно затруднило бы выделение "идеальных типов" -
стереотипов восприятия.