(Back to FOM index page)
СТРАТЕГИИ ОТВЕТОВ И СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ
В самом начале интервью эксперты сочли необходимым отметите несомненное
достоинство Щербакова как профессионального поэта. Хранитель традиций:
"Щербаков не зря имеет название "Последний бард всех времен и народов",
ибо говорить сереезно о поэтах с гитарой сейчас, среди относительно
нового молодого поколения ... кроме Щербакова практически не о ком".
Патриарх: "Один из талантливейших наших бардов". Интегратор: "Он
завоевал свое место профессионализмом".
Несмотря на то, что все трое признают отдают должное профессионализму
Щербакова, эмоциональная окраска их оценок различна. Интегратор дает
творчеству Щербакова ровную, положителеную оценку, не выделяющую его на
общем фоне оценок остальных бардов: "Все-таки он - один из российских
бардов". Хранитель традиций дает довольно резкие оценки, негативно
окрашенные: "Эта личность, которая... достаточно четко себя выражает (в
песне), на каком-то этапе начинает вызывать отторжение, неприятие, ...
при всем осознании и понимании технического уровня". Патриарх говорит о
Щербакове уважительно, осторожно, взвешенно, как автор-профессионал, в
довольно большой степени не принимающий Щербакова: "Мне даже жаль, что я
не могу преодолеть какие-то барьеры ".
Наличие или отсутствие личных контактов экспертов со Щербаковым
оказалось одним из факторов (может быть не самым главным, но наиболее
явным), повлиявших на оценки его творчества.
Интегратор - единственный из трех, кто имел личную встречу с Щербаковым.
Негативное отношение к этому автору со стороны многих участников
движения Интегратора не удивляет: среди его друзей много таких, чья
биография в авторской песне складывалась подобным же образом.
Хранитель традиций со Щербаковым не общался. У него были лишь
немногочисленные контакты с людеми из аудитории Щербакова. Общую
установку, на основании которой у эксперта складывается впечатление о
людях, можно сформулировать следующим образом: эксперт считает возможным
оценивать человека, лично незнакомого ему, по его песням; в чужих
впечатлениях он не нуждается, они не играют существенной роли в
формировании устойчивых представлений о человеке.
Патриарх со Щербаковым не общался и не слышал, что кто-то из круга его
знакомых был с ним в одной компании. Возражения и рассказы интервьюера о
встречах с ним других людей дают лишний повод Патриарху констатировать
ненормативность поведения Щербакова: "Приход, уход, занавес, стеклянная
стенка...". Патриарх близок к кругу слушателей Щербакова, среди которых
есть и значимые для него люди: "Довольно приличное количество моих
хороших знакомых к Щербакову относятся гораздо теплее, чем я".
Незнакомого человека эксперт не оценивает только по его песням, он
склонен прислушиваться к мнениям близких людей. Однако, и это - отнюдь
не достаточное основание для окончательного суждения: "я могу принимать
к сведению все, что угодно, но не ориентируюсь на это до тех пор, пока
не убежусь в этом сам".
Стратегии ответов, которыми руководствовались эксперты в ходе беседы,
можно определить как описательную, нормативную и рефлексивную.
Интервью Интегратора содержит в основном описание ситуации в авторской
песне, мало ответов о личном восприятии творчества Щербакова. Критерии
его оценок сформированы из фактического положения вещей, личного опыта -
профессионального, концертного, организаторского. Эксперт демонстрирует
высокую толерантность к разнообразным культурным и жанровым проявлениям
в авторской песне и обосновывает свою толерантность.
Интервью Хранителя традиций содержит: описание ситуации в авторской
песне вообще, ответы о личном восприятии творчества Щербакова, апелляции
к значимым другим, описание норм, регулирующих отношения в КСП-шной
среде, критерии оценок - какой, по его мнению, должна быть настоящая
Авторская песня. Мнение Хранителя традиций сформировано на основании
установленных норм, формальных жанровых характеристиках, на личном
восприятии песен. Хранитель традиций несколько раз упоминает факты,
опровергающие его суждения. Т.е. постановка своих слов под сомнение
является результатом не рефлексии, а знания ситуации. Довольно
однозначные оценки выглядят как сформировавяиеся личностные реакции
("...Он у меня вызывает...".)
Интервью Патриарха состоит в основном из описания результатов личного
профессионального и социального опыта. Критерии оценок сформированы на
основании личного восприятия и не представляют собой окончательно
сформировавшихся норм: они могут изменяться и оспариваться в
соответствии с личностными изменениями и приобретением экспертом нового
опыта. При неприятии поэзии Щербакова Патриарх делает попытку
разобраться в личных бареерах, мешающих восприятию, выразить словами
интуитивные ощущения: "я думаю, что...".
Материалы интервью позволяют утверждать, что оценка творчества Щербакова
тремя экспертами в значительной степени предопределена стереотипами их
личного восприятия, имеющими как сходства, так и различия. Общей для
всех троих является установка на личный контакт, на общение. Для
Хранителя традиций и Патриарха характерна, кроме того, установка на
знаковое нормативное поведение. Но если Хранителю традиций такое
поведение необходимо для идентификации другого человека как "своего", то
Патриарху более важен критерий достижимости для общения.
Для всех трех экспертов характерна установка на личностность песен, в
которых по их мнению, должны выражаться нормы и ценности самого автора.
При этом Интегратор видит неоспоримое достоинство Щербакова в
профессионализме. Хранитель традиций и Патриарх, наоборот, воспринимают
авторскую песню не как поле для экспериментов, а как отражение в песне
внутреннего состояния автора. Оба они склонны отождествлять автора и
лирического героя.
Для Хранителя традиций и Патриарха актуален фильтр восприятия: "чтобы
песня была обо мне, о нас, о нашей жизни". Обоих объединяет несовпадение
их этико-философских установок с идеями Щербакова, но Хранитель традиций
более склонен к генерализации этих установок. Он воспринимает песню,
стих как нравственный императив. Эта установка видна в рассуждениях типа
"к чему призывает" и "жду выводов".
Несмотря на то, что значимость критерия "чистоты жанра" у Патриарха
выражена слабее, чем у Хранителя традиций, их объединяет приверженность
к традиционному месту Авторской песни в социокультурной системе. В этом
- их существенное отличие от Интегратора. Кроме того, интервью
Интегратора отличается лучшей проработкой критериев оценок и их
обоснованием.