Отрывок из интервью с Б.ОкуджавойАвтор: Ирина КАРПИНОС. "Зеркало недели" №1(14) 6-13 января 1995. [...] - Ваше имя традиционно связывают с авторской песней. Несколько лет назад вы написали резкую статью "Кризис жанра". А как вы сейчас относитесь к авторской песне? - Да, было время, когда я говорил, что авторская песня умерла... в своем первоначальном смысле. Я и сейчас считаю так же. Авторская песня, которая возникла в конце 50-х годов, существовала в виде стихов, напевающихся на кухне для узкого круга людей, способных самостоятельно мыслить. Понимаете, это пелось мыслящими людьми для мыслящих людей. Это был способ общения, выражения отношения к действительности. Постепенно авторская песня стала выходить на эстраду, приспосабливаться к эстраде, учиться у нее - и потеряла очень многое, первоначальный замысел себя исчерпал. К примеру, существует театр, который совершил переворот в театральном искусстве, но проходит 15 лет - и театр умирает, публика еще продолжает ходить, а театра нет. Так умер МХАТ (а он функционирует до сих пор), так умерла "Таганка", умер "Современник". Первоначальный замысел исчерпан - должно возникнуть новое качество. То же самое происходит и с авторской песней. Я думаю, что стремление поэтов исполнять свои стихи под гитару - жанр вечный, но качество должно меняться. Что-то должно появиться новое. - Какие имена вам близки в этом жанре? - Галич, Высоцкий, Новелла Матвеева, Ким, Городницкий. Говоря об авторской песне, я имею в виду поэтов, которые поют свои стихи. Других имен, по большому счету, я назвать не могу. Из молодежи есть Миша Щербаков - поразительно интересный автор, может быть, за ним будущее. Но я плохо знаю нынешнее положение дел в авторской песне - мне это неинтересно. - А вам не кажется, что Миша Щербаков не очень самостоятелен, хотя он в чем-то повторяет Юлия Кима? - Может быть. А мы все чуть-чуть друг друга повторяем: Александр Сергеевич повторял Державина, например. Если есть талант, все ложится на основу, а потом нарастает собственное. [...] |