************************************************************** Из ответа В.Смирнова на письмо NN. Текст NN выделен угловой скобкой. Материалы социологического проекта Щ-1, который упомянут ниже, доступны по адресу http://blackalpinist.com/scherbakov/FOM/ ************************************************************** 14 Марта 1999 г. > Каждый раз, когда начинает происходить разговор о похожести М.Щ. на > Пелевина, или на Гребенщикова, или там... на Брюсова, что ли, меня > охватывает жгучее любопытство и предчувствие того, что наконец-то я > узнаю, ПО КАКОМУ КРИТЕРИЮ происходит сравнение - ну там, например, "у > Пелевина и Щербакова язык, мол, похож", или "уж больно мелодии > Цербакова смахивают на гребенщиковские", или "проблематика Чапаева и > Пустоты прямо списана с Кинематографа-2 (или наоборот, ладно уж)". > > Конечно, я понимаю, что нет у меня оснований для такого предчувствия > - никто опять ничего не скажет. > Сказать же возможную правду - что Щербаков похож на этих Кастанед > для бедных-бедных развивающихся стран тем, что часть слушателей и > читателей того и другого просто офигевает при восприятии, и это > неотрефлектированное офигевание - ЭТО ОНО И ЕСТЬ, потому что не могут > же быть непохожи явления, при которых слушатель-читатель офигевает > с нездешней, но одинаковой силой... Кайф от них не просто равный _по силе_. Это кайф одной природы, даже не просто, как говорилось в "Щ-1", "кайф от хорошо сделанной вещи", а от сделанных вещей одного типа. Я здесь говорю скорее о Щербакове с БГ, а не о Пелевине с Костоедой (к последнему вообще отношусь довольно прохладно - не могу отделаться от ощущения, что все он врет). Пелевин пишет о магии слов, но сам ее не практикует. Да и вообще, все вопросы про Пелевина, кажется, начались с "мотыльков, ползущих не туда", которых заметили, конечно, не только на нашем листе. Все прочие найденные между ними параллели (о воображаемости мира и т.д.) - это общие места современной литературы, а никак не прерогативы Пелевина и Щербакова. Их обоих надо бы про Борхеса спрашивать, а не друг про друга. **************************************************************